Мы поговорили с Марией о том, как среда формирует человека, почему перфекционизм – это хорошо и можно ли спроектировать дом мечты.
 
  
- Мария, вы не сразу пришли в дизайн. Как все начиналось?
 - Да, мой путь не был прямолинейным. По первому образованию я преподаватель английского языка, по второму – экономист-международник. Я работала в сфере недвижимости, подбирая квартиры для иностранцев, и это дало мне важный навык – видеть, что действительно нужно людям. Я начала замечать закономерности: какие детали делают жилье уютным, что цепляет взгляд, какие пространства вызывают ощущение «дома».
 Когда коллега предложила мне пойти учиться в Британскую высшую школу дизайна, я согласилась – сначала просто «за компанию». Но постепенно дизайн захватил меня полностью. Позже я окончила Международную школу дизайна, проходила курсы, набиралась опыта. И когда получила диплом, сразу начала работать.
- Помните свой первый проект?
 - У меня появилось одновременно сразу два проекта. Квартира моих родителей – небольшая, 35 квадратных метров, которую нужно было подготовить к сдаче. И офис для компании Ritter Sport.
 Знакомая узнала, что компания ищет начинающего дизайнера, готового предложить свежий взгляд. Я откликнулась, прошла собеседование – и получила заказ. Честно: был серьезный вызов. Большая площадь, высокий бюджет, немецкий заказчик. Но я справилась. Проект стал точкой роста – дал мне уверенность, понимание процессов и возможность заявить о себе.
 
 
 
- Заявить о себе как о …?
 - Как о современном дизайнере, придерживающемся бережного подхода в отношениях с клиентом. И в то же время — художнике пространства.
- А разве дизайнера можно назвать художником?
 - Мне кажется, в какой-то степени, да. Как и художник, дизайнер интерьера работает с визуальным образом, но его «холст» — это не плоская картина, а трехмерное пространство. Он наполняет его жизнью, формирует настроение, закладывает определенные эмоции. Интерьер (неважно, жилого или коммерческого помещения) — история, рассказанная через детали, и задача дизайнера — сделать ее целостной, гармоничной, выразительной. Главным отличием конечно является решение конкретных задач, поставленных заказчиком. Функциональность, которая не должна страдать в угоду художественному замыслу.
- Художники бывают эмоциональными в кризисные моменты…Было ли так у вас, когда хотелось все бросить?
 - Были сложности, приходилось учиться на собственных ошибках. Но дизайн – это сфера, где каждый проект – новый вызов. Постоянно кажется: вот теперь-то ты уже точно знаешь все. Но потом начинается новый проект, и появляются задачи, с которыми ты никогда раньше не сталкивался.
 
 
 
- Если смотреть в ретроспективе, как изменился ваш подход к дизайну с момента первой работы?
 - Он стал более осознанным. Сегодня я иначе строю процессы, используя другие инструменты. Но главное осталось неизменным: интерьер должен быть эстетичным, функциональным, отражающим характер владельца или ценности бренда.
 Со временем оформился и стиль. Сейчас мои проекты узнаваемы. Но, пожалуй, самое важное для меня – отношение к людям. Работа с жилыми пространствами (особенно жилыми) – всегда прикосновение к чему-то личному. Дом – продолжение человека, его привычек, ценностей, мировосприятия. И этот принцип остается для меня ключевым.
- Может, поэтому ваши проекты публикуются в топовых интерьерных изданиях? Какой момент в карьере был для вас особенно значимым?
 - Думаю, таких моментов было несколько. Первый— публикация проекта квартиры в Барселоне. Это был мой первый материал в печатном журнале, и он открыл новые перспективы.
 Второй – участие в легендарной программе «Квартирный вопрос». Было неожиданно: команда увидела ширму, один из предметов созданный после обучения в школе «Детали». И предложила нам с Лилей Кощеевой (моя подруга и дизайнер) поучаствовать. «Квартирный вопрос» я смотрела с детства – моя мама обожала эту передачу. И вдруг – я сама оказываюсь по ту сторону экрана. Для родителей это стало символом успеха. Я увидела, как устроена кухня телепроекта, как строится работа, и это был потрясающий опыт.
 Особое место занимают мои личные проекты — квартиры, которые я делала для себя. Они самые экспериментальные, самые смелые, потому что здесь я могла позволить реализовать любые идеи, без компромиссов и ограничений.
- Вы верите, что среда формирует нас?
 - Абсолютно. Пространство влияет на комфорт, на привычки, настроение, повседневные ритуалы. Например, если в доме есть уютная обеденная зона, семья будет чаще собираться вместе. А если прихожая начинается с хаоса – создается ощущение беспорядка на целый день.
 С детьми это особенно заметно. Когда ребенок растет в красивом, продуманном пространстве, у него развивается эстетическое восприятие, он учится видеть гармонию.
- То есть не только человек меняет жилье, но и окружающая обстановка влияет на нас с детства?
 - Да. Это вопрос, в котором всегда происходит взаимное влияние. Мы создаем среду, в которой живем, и в то же время эта среда формирует нас. Дом может быть местом отдыха и восстановления, источником энергии, а может, наоборот, забирать силы, если в нем все неудобно, хаотично, требует постоянных переделок. Если утро начинается в уютной ванной, за чашкой кофе за стильным столом, перед элегантным зеркалом, это задает настрой. Мы чаще улыбаемся, легче взаимодействуем с окружающими.
 И если дом действительно отвечает нашим потребностям, он становится не просто местом проживания, а точкой силы, именно вашим домом во всех смыслах.
- Поэтому свою книгу вы назвали «Мой дом, мои правила»?
 - Да. Для меня это не просто книга по оформлению интерьера. Она вдохновляет поверить в свои силы и создать пространство, которое будет именно таким, как хочется, а не таким, каким оно «должно» быть по моде или традициям.
 Главная идея — сделать интерьер таким, каким он нужен именно вам. Найти смелость, вдохновиться, разобраться в правилах, пересмотреть десятки примеров, но в итоге выбрать то, что действительно откликается. Это про честные ответы себе, про понимание своих привычек, про осознанные решения.
 Дом должен радовать, быть удобным, отражать характер. Но часто люди копируют чужие интерьеры, создавая безликие пространства, которые могли бы принадлежать кому угодно. Когда интерьер — просто шаблон, он теряет индивидуальность. А ведь гораздо круче, когда заходишь в дом и сразу понимаешь: здесь живет именно этот человек, и пространство — его продолжение.
 Смелость в интерьере — не про яркие стены и экстравагантную мебель. Это про честность. Про выбор того, что нравится.
 
 
 
- Какой проект мечтаете реализовать?
 - Я мечтаю отреставрировать заброшенную усадьбу. Когда я попадаю в такие места, сердце начинает биться чаще. Эти стены помнят историю, в них – след времени.
 Хочется не просто обновить здание, а сохранить его душу, подчеркнуть уникальность. Сделать пространство живым – будь то частный дом, галерея или место для творчества.
- Если бы вы могли вернуться в прошлое, какой совет дали бы себе?
 - Верить в себя. Это то, над чем я продолжаю работать.
- Что вас вдохновляет двигаться вперед?
 - Любопытство. И внутренняя потребность создавать что-то новое. Просто хочется.