Почти каждый второй участник опроса признался: новые знакомства и непринужденные беседы чаще всего возникают на придомовой территории — во дворе, сквере или парке. 20% встречают знакомые лица несколько раз в неделю, 19% пересекаются с соседями примерно раз в месяц, а для 14% общение с соседями стало частью ежедневного ритуала.
Места общего пользования становятся катализатором добрососедства. Почти четверть участников опроса (23%) считает, что благоустроенные дворы, зоны отдыха и другие общие территории помогают наладить контакт между людьми. Еще треть респондентов (33%) уверена, что развитая инфраструктура делает соседское общение заметно активнее.
В то же время 17% не видят заметного влияния инфраструктуры на общение внутри ЖК, а почти каждый третий (27%) признался, что в их районе таких мест вообще нет.
Россияне также отметили локации, где проще всего завязать разговор. Лидируют детские площадки — их назвали 29% респондентов. Следом идут спортивные зоны, которые упоминались почти в каждом пятом ответе (22%). Скверы, парки и лужайки для пикников набрали чуть больше — 10% каждый. Именно такие места становятся точками притяжения, где в непринужденной обстановке зарождаются локальные сообщества устанавливаются прочные дружеские связи и укрепляется социальная ткань района.
В то же время жители признают, что потенциал таких пространств остается не реализован. Каждый пятый (21%) считает, что соседям не хватает активности в завязывании знакомств, немного меньше (18%) утверждают, что необходимо обновление уже существующих зон, а еще часть (25%) заявляет о необходимости проведения совместных мероприятий и создания новых площадок для общения. Лишь треть участников опроса (36%) назвала локальную инфраструктуру в своем районе удовлетворительной.
По оценке атмосферы внутри сообщества одного ЖК мнения тоже разделились: 35% охарактеризовали ее как дружелюбную, около четверти (23%) — как нейтральную, а каждый пятый (20%) — как напряженную. 22% опрошенных не смогли выразить мнение на этот счет.
«Современный жилой кластер — это не просто квадратные метры, а среда, в которой формируются связи между людьми. В кластере «Родина Переделкино» мы сознательно продумывали инфраструктуру, способствующую общению и вовлеченности: там будет создана гастроулица длиной 250 метров, пространства для спорта и пикников, интересные арт-объекты и уютные лаундж-пространства с качелями. Даже вестибюли у нас превращаются в общественные гостиные, где можно не только встретить курьера, но и завести разговор с соседом. Мы уверены, что такие пространства способствуют объединению жильцов в сплоченное сообщество», — прокомментировал Антон Винер, совладелец и сооснователь Группы Родина.
Как показывает исследование, грамотно спроектированные общественные пространства крайне важны для формирования комфортной городской среды. Именно такие зоны делают район динамичным, а жилой кластер — по-настоящему удобным местом для жизни и взаимодействия с соседями.