Студенты готовы рассматривать работу в сфере торговли в зависимости от обстоятельств: больше трети опрошенных пойдут в продажи в случае необходимости, 30% согласны трудиться только до момента окончания вуза. Постоянно работать согласились бы около четверти. Оставшиеся 12% не хотели бы начинать свою карьеру в ретейле.
39% опрошенных готовы трудиться в магазине полный день во время каникул, около трети готовы поработать в выходные, еще для 27% предпочтительнее работа по 2–3 часа в день после учебы. И только 5% согласны брать ночные смены.
«Такая работа хорошо подходит студентам, поскольку ее легко получить даже без опыта — именно это преимущество, кстати, отметили почти треть опрошенных. Кроме того, каждый четвертый отмечает возможность легко совмещать занятость с учебой. 21% выбирает ретейл за близость к дому, 14% хотят построить карьеру в продажах, 12% привлекают различные корпоративные скидки и бонусы для сотрудников. Не стоит также забывать, что занятость в офлайн-торговле помогает выработать навыки, полезные в любой отрасли», — отметил Константин Денисов, директор по маркетингу и PR ТРЦ «Марко Молл».
Так, почти каждый третий участник исследования считает, что торговая сфера развивает умение общаться с людьми, получение навыков командной работы отмечает каждый четвертый, стрессоустойчивость — 21%, эмоциональный интеллект — 16%, организационные навыки — 8%.
«Сегодня молодежь стремится как можно раньше обрести финансовую независимость и получить практический опыт. Многие студенты начинают свою трудовую деятельность еще на первом курсе, выбирая в том числе сферу торговли и услуг. Работа в ней может стать важным этапом профессионального становления специалистов разных направлений подготовки. Ретейл привлекает студентов возможностью сразу окунуться в реальную рабочую среду, попробовать себя в роли продавца или менеджера. Это дает опыт коммуникаций, продаж и управления командой. Инициативные, трудолюбивые и целеустремленные выпускники с таким опытом значительно легче адаптируются на рынке труда и быстрее продвигаются по карьерной лестнице», — сказал ректор Университета «Синергия» Артём Васильев.
Среди минусов занятости в ретейле чаще всего выделяют стресс из-за общения с клиентами — такой ответ дала треть опрошенных.
На второй строчке антирейтинга — рутина, на нее пожаловались четверть респондентов. На третьем месте — небольшие зарплаты (22%). Кроме того, 15% участников исследования к числу негативных факторов отнесли высокую нагрузку, а 9% — давление из-за необходимости выполнять план продаж.
Порой трудоустройству мешают негативные стереотипы о работе. Так, почти каждый второй беспокоится, что ему придется терпеть хамство покупателей.
Четверть опрошенных полагают, что в будущем автоматизированные системы заменят реальных продавцов. Чуть больше половины считают это вероятным, четверть участников твердо уверены в этом. Оставшиеся 22% считают такой сценарий нереалистичным.