Решение Минобрнауки России по квотам для поступающих без вступительных испытаний, учет высоких достижений только за 11 класс, введение 70%-ной квоты для победителей и призеров олимпиад, а также ограничение списка котируемых олимпиад вызывает широкий спектр мнений.
Понятно, что решение нацелено на обеспечение справедливости в распределении бюджетных мест: квота в 70% позволит сделать данный процесс более равномерным.
Кроме того, ограничение списка олимпиад может помочь в выявлении и поддержке талантливых детей. Принципы и критерии отбора победителей и призеров в некоторых олимпиадах не всегда прозрачны. С этой точки зрения, пересмотр перечня олимпиад вполне логичная мера.
Больше возможностей для «высокобальников»
Важно помнить, что не все талантливые студенты – победители олимпиад. У детей, сдавших на высокие баллы предметы ЕГЭ (это тоже серьезное достижение!), будет больше шансов поступить на бюджет на востребованные направления в топовых вузах.
Дети не будут рассчитывать на поступление в вуз по результатам олимпиад, а сосредоточат свое внимание на высоких баллах ЕГЭ по предмету. Здесь все более или менее понятно: педагоги школ умеют готовить к ЕГЭ, достаточно много соответствующих репетиторов.
Но возникает вопрос: как быть детям, которые годами совместно с наставниками выстраивали путь к победе и, победили, обучаясь в 9-10 классах? Старания, слезы…и, все впустую? Нельзя забывать, это судьбы талантливых и способных детей. Было бы уместно предусмотреть переходный период.
Не только топовые вузы
За счет принятых решений, произойдет перераспределение олимпиадников в сторону других вузов не из числа топовых, которые также получат возможность обучать талантливых детей. Однако смогут ли они их удержать и создать оптимальные условия для развития способностей и талантов?
Формально у каждого вуза есть программа по работе с одаренными студентами, но насколько она рабочая в действительности? В топовых вузах, как правило, эти программы эффективно развиваются. Может есть необходимость масштабировать их опыт?
Снижение интереса к олимпиадам
Наряду с позитивными последствиями данных решений, конечно же, возникнут и негативные.
Снизится мотивация к участию в олимпиадах. Ограничение числа олимпиад может снизить интерес школьников к научным и творческим достижениям. Олимпиады являются важным стимулом для углубленного изучения предметов. Но это далеко не единственный путь к развитию и профессиональному становлению.
Необходимость профориентации в школах
Возможно, эта мера стимулирует детей к рассмотрению других направлений, не менее перспективных: во многих из них фиксируется огромный дефицит кадров.
Однако важно продумать и развивать систему профориентации в школах, чтобы ребенок начинал пробовать себя в разных профессиях как можно раньше в разных форматах и формах.
Например, в начальной школе это можно делать с помощью игровых методов и с использованием атрибутов, примеряя на себя разные профессии. В старших классах — через квесты, решение кейсов от предприятий, мастер-классы, встречи со специалистами, экскурсии на предприятия и производства.
Только через «профессиональные пробы» можно сформировать насмотренность в разных профессиях. В 8-10 классах детям важно организовывать стажировки на предприятия, чтобы была возможность погрузиться в профессию и точно понимать, куда и чему пойти учиться дальше для того, чтобы стать тем то…
Рост конкуренции среди олимпиадников
Одновременно с этим повысится конкуренция среди талантливых детей. Зачисление без вступительных испытаний победителей и призеров олимпиад школьников (11-го класса, а также 1-го и 2-го уровней) создаст и усугубит стрессовую ситуацию для детей. Это мера может больно ударить по психологическому, а может и соматическому здоровью талантливой молодежи.
Возможно ли альтернативное решение?
Безусловно, необходимо провести комплексный анализ и разработать системное решение в изменении общих принципов и подходов к олимпиадам. Система олимпиадного движения нуждается в корректировке. Важно уходить от очень глубокого погружения только в одну предметную область.
На мой взгляд, следует активнее развивать олимпиады и конкурсы проектной и междисциплинарной направленности. У нас есть такие олимпиады. Они формируют профессиональные компетенции через практический опыт и проектное мышление.
Повышение прозрачности приемной кампании
Одновременно необходимо повысить прозрачность приемной кампании вузов, в том числе по БВИ и ЕГЭ. В этой сфере есть соответствующие проработанные практики у известных вузов, и, возможно, их полезно было бы масштабировать в рамках страны или же отдельных регионов.
Система отбора в топовые вузы, безусловно, должна учитывать и интересы талантливых «высокобальников», которые тоже приложили значительные усилия к подготовке.
Если есть цель остаться в парадигме развития топовых вузов, то открытие их филиалов в регионах тоже можно рассматривать как вариант решения вопроса, но он сложный и финансово затратный.
Льготы для олимпиадников при нехватке мест
Для абитуриентов-олимпиадников, которые на получили бюджетные места, можно было бы предложить платное обучение со скидкой в зависимости от уровня перечневой олимпиады и социально-экономического положения семьи с возможностью перехода на бюджетное место.
Любые меры, принятые когда-либо, устаревают и требуют корректировки или новых решений. Государственная политика в отношении олимпиадников – не исключение.
---