О детях

Как бороться с выученной беспомощностью. Как научить детей действовать так, чтобы менять мир под себя

Софья Антонова. Как бороться с выученной беспомощностью. Как научить детей действовать так, чтобы менять мир под себя
Софья Антонова
Заместитель директора по внеурочной деятельности и дополнительному образованию школы "Новый взгляд"
Заместитель директора по внеурочной деятельности и дополнительному образованию школы "Новый взгляд"
Все мы, безусловно, в жизненном багаже имеем негативный опыт. Все мы по-разному его воспринимаем, переживаем, и, если все сложилось благополучно, делаем свои правильные выводы из ситуации и идем дальше. Однако существует состояние, с которым многие сталкиваются в своей жизни, и которое является следствием повторяющихся жизненных неудач - выученная беспомощность.

С таким явлением сталкиваются, к сожалению, и дети. Как выявить подобное состояние у детей, как помочь им его преодолеть и повернуть в свое благо рассказывает заместитель директора по внеурочной деятельности и дополнительному образованию школы «Новый взгляд» Софья Антонова.

Выученная беспомощность – это психологический феномен, который возникает, когда человек сталкивается с повторяющимися ситуациями, в которых его действия не приводят к желаемому результату и он начинает верить, что ничего нельзя изменить. В результате человек перестает пытаться влиять на ситуацию, даже если появляется возможность для изменений.

 результате человек перестает пытаться влиять на ситуацию, даже если появляется возможность для изменений.


У детей этот феномен может проявляться по-разному:

  • В школе: Ребенок может столкнуться с трудностями при изучении какого-то предмета и решить, что он "плохой ученик" и никогда не сможет справиться с заданиями. Это приводит к тому, что ребенок теряет мотивацию учиться и перестает стараться.
  • В семье: Если родители постоянно критикуют ребенка за малейшие ошибки, он может начать думать, что все его усилия бесполезны, и перестанет пробовать делать что-то новое. Похожее влияние оказывает гиперопека. Когда родитель из благих побуждений не дает ребенку получить свой собственный опыт и набить свои “шишки”.
  • Во взаимоотношениях со сверстниками: Если ребенок часто подвергается насмешкам или игнорированию со стороны других детей, он может решить, что ему никогда не удастся завести друзей, и начнет избегать общения.

Важно отметить, что выученная беспомощность у детей может иметь долгосрочные последствия, такие как низкая самооценка, депрессия и проблемы с адаптацией во взрослой жизни. Поэтому очень важно помогать детям с ранних лет развивать уверенность в себе, учить их справляться с неудачами и показывая им, что они могут влиять на свою жизнь и добиваться успеха.

Как распознать выученную беспомощность у ребенка?

Внимательно выслушать! Есть особые часто повторяющиеся слова-маркеры, которые могут указывать на наличие выученной беспомощности у ребенка:

Отказ от попыток:

  • «Я уже пробовал, но это невозможно».
  • «Зачем стараться, всё равно ничего не получится?»
  • «Это слишком сложно для меня».
Негативное восприятие себя:
  • «Я глупый/глупая».
  • «Я ни на что не способен(а)».
  • «Все остальные лучше меня».
Пессимизм и отсутствие надежды:
  • «Всё всегда идёт не так».
  • «Что бы я ни делал(а), всё равно будет плохо».
  • «Нет смысла пытаться».
Ощущение бессилия:
  • «Мне никто не поможет».
  • «Никто не понимает меня».
  • «Меня никто не слушает».
Избегание новых задач:
  • «Лучше не буду даже начинать».
  • «Не хочу пробовать что-то новое».
  • «Если я начну, то только всё испорчу».
Обвинение окружающих:
  • «Всему виной учителя/сверстники/родители».
  • «Они специально делают так, чтобы мне было трудно».
  • «Со мной просто невозможно работать».
Фатализм:
  • «Такова моя судьба».
  • «Моё будущее предопределено».
  • «Ничего не изменится».
Эти слова и фразы могут быть сигналами того, что ребенок чувствует себя неспособным повлиять на обстоятельства своей жизни и утратил веру в собственные силы. Что же можно сделать, чтобы помочь ему, выйти из выученной беспомощности и научиться справляться с ней?

Закрепление положительного опыта

Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке, особенно тогда, когда сталкиваются с трудностями. Если ваш ребенок не может сам добиться успеха, создайте для него ситуации, в которых он сможет почувствовать себя успешным.

Как бороться с выученной беспомощностью. Как научить детей действовать так, чтобы менять мир под себя

Пример: Если ваш сын увлекается футболом и демонстрирует хорошие навыки, организуйте дружеский матч с командой его возраста. Заранее договоритесь с тренером, чтобы игра проходила в дружелюбной атмосфере, без сильного давления на результат. Даже если команда не победит, сам процесс участия и возможность применить свои умения на практике придадут сыну уверенности и продемонстрируют его успехи в спорте.

Занятия с быстрым результатом

Часто дети теряют мотивацию, потому что не видят немедленных плодов своих усилий. Помогите вашему ребенку выбрать такие виды активностей, где результат виден сразу.

Пример: Пусть ребенок участвует в школьных проектах, например, создаст макет древнего города или проведет исследование о влиянии музыки на настроение. Такой проект позволит ему увидеть проявленный результат своей работы и получить похвалу от учителей и одноклассников.

Поддержка интересов ребенка

Современным детям свойственно терять интерес к занятиям довольно быстро. Задача родителя — поддерживать инициативу ребенка и следовать за его интересами. Бывает, что родители не понимают и не разделяют интересов ребенка, считая их неважными - например, занятия стендапом или блоггингом, гораздо охотнее мы поддержим ребенка в желании изучать программирование или математику. Помните, что самостоятельный выбор и следование интересам развивает самостоятельность и ответственность за принятые решения!

Пример: Если ваша дочь вдруг заинтересовалась ведением блога, предложите ей пройти курс по созданию контента или посетите вместе мастер-класс по фотографии. Можно также приобрести для нее качественный смартфон с хорошей камерой или свет для съемок. Регулярно спрашивайте ее мнение о созданных постах, помогайте выбирать темы для публикаций и хвалите за креативность и прогресс в развитии аккаунта.

Анализ действий и выводов

Рефлексия — важное умение, которое позволяет связывать действия с полученными результатами. Научите вашего ребенка анализировать свои поступки и понимать, почему они привели к конкретному исходу.
Здесь важным становится ассоциативный рад: «он сам – предпринял усилия или действия – результат».

Пример: После участия в конкурсе обсудите с ребенком, что именно помогло ему достичь определенного результата. Может быть, это была хорошая подготовка или уверенность в своих силах? Важно установить связь между действием и результатом.

Переживание состояния неуспеха

Неудача — естественная часть жизни, и важно научить ребенка правильно относиться к ней. Покажите, что это временное явление, и что каждый может ошибаться. Часто подростки склонны чрезмерно драматизировать свои неудачи. Важно помочь им прожить состояние неудачи и выйти, вернувшись к нормальной жизни.

Пример: Если ваш ребенок долго переживает из-за проигрыша в спортивной игре, напомните ему, что победа — не единственное, ради чего стоит играть. Поговорите о том, как важен процесс игры, командный дух и удовольствие от самой активности.

“Скользи на гребне перемен”

Важно учить детей тому, что мир постоянно меняется, и это открывает новые возможности. Дети обычно быстро и легко приспосабливаются к новым обстоятельствам, в отличие от некоторых взрослых. Вместо того чтобы бояться изменений, нужно использовать их в свою пользу. Принцип "ковать железо, пока горячо" учит действовать решительно и быстро адаптироваться к новым условиям, ведь каждая перемена — это шанс для роста и развития.


Почитать еще

Загородный курорт площадью 17 га на озере Селигер презентовали в России
Загородный курорт площадью 17 га на озере Селигер презентовали в России
Группа компаний M9 development стала победителем на IV Российском туристическом форуме «Путешествуй!» со своим флагманским проектом сети загородных отелей «Grand Seliger» на озере Селигер. Проект получил первое место за кейс инвестиционного проекта в турсфере, сообщают организаторы форума.
12 августа 2024
Недвижимость
Милан в сердце Москвы: негрони бар ToMi
Милан в сердце Москвы: негрони бар ToMi
В центре Москвы, на Малой Бронной, 27/14, открылся новый бар ToMi от Fitz Gastro Project. Здесь где дух Милана ощущается в каждой детали, итальянская барная культура обретает новое звучание, а философия dolce far niente становится частью московской реальности.
7 апреля 2025
Еда
Как развить творческое начало в детях
Как развить творческое начало в детях
Креативность – качество, на которое в первую очередь смотрят современные работодатели. Творческое начало способно дать нестандартные решения и интересные идеи для развития.
9 августа 2024
О детях