Все мы, безусловно, в жизненном багаже имеем негативный опыт. Все мы по-разному его воспринимаем, переживаем, и, если все сложилось благополучно, делаем свои правильные выводы из ситуации и идем дальше. Однако существует состояние, с которым многие сталкиваются в своей жизни, и которое является следствием повторяющихся жизненных неудач - выученная беспомощность.
С таким явлением сталкиваются, к сожалению, и дети. Как выявить подобное состояние у детей, как помочь им его преодолеть и повернуть в свое благо рассказывает заместитель директора по внеурочной деятельности и дополнительному образованию школы «Новый взгляд» Софья Антонова.
Выученная беспомощность – это психологический феномен, который возникает, когда человек сталкивается с повторяющимися ситуациями, в которых его действия не приводят к желаемому результату и он начинает верить, что ничего нельзя изменить. В результате человек перестает пытаться влиять на ситуацию, даже если появляется возможность для изменений.
У детей этот феномен может проявляться по-разному:
- В школе: Ребенок может столкнуться с трудностями при изучении какого-то предмета и решить, что он "плохой ученик" и никогда не сможет справиться с заданиями. Это приводит к тому, что ребенок теряет мотивацию учиться и перестает стараться.
-
В семье: Если родители постоянно критикуют ребенка за малейшие ошибки, он может начать думать, что все его усилия бесполезны, и перестанет пробовать делать что-то новое. Похожее влияние оказывает гиперопека. Когда родитель из благих побуждений не дает ребенку получить свой собственный опыт и набить свои “шишки”.
-
Во взаимоотношениях со сверстниками: Если ребенок часто подвергается насмешкам или игнорированию со стороны других детей, он может решить, что ему никогда не удастся завести друзей, и начнет избегать общения.
Важно отметить, что выученная беспомощность у детей может иметь долгосрочные последствия, такие как низкая самооценка, депрессия и проблемы с адаптацией во взрослой жизни. Поэтому очень важно помогать детям с ранних лет развивать уверенность в себе, учить их справляться с неудачами и показывая им, что они могут влиять на свою жизнь и добиваться успеха.
Как распознать выученную беспомощность у ребенка?
Внимательно выслушать! Есть особые часто повторяющиеся слова-маркеры, которые могут указывать на наличие выученной беспомощности у ребенка:
Отказ от попыток:
- «Я уже пробовал, но это невозможно».
-
«Зачем стараться, всё равно ничего не получится?»
-
«Это слишком сложно для меня».
Негативное восприятие себя:
- «Я глупый/глупая».
-
«Я ни на что не способен(а)».
-
«Все остальные лучше меня».
Пессимизм и отсутствие надежды:
- «Всё всегда идёт не так».
-
«Что бы я ни делал(а), всё равно будет плохо».
-
«Нет смысла пытаться».
Ощущение бессилия:
- «Мне никто не поможет».
-
«Никто не понимает меня».
-
«Меня никто не слушает».
Избегание новых задач:
- «Лучше не буду даже начинать».
-
«Не хочу пробовать что-то новое».
-
«Если я начну, то только всё испорчу».
Обвинение окружающих:
- «Всему виной учителя/сверстники/родители».
-
«Они специально делают так, чтобы мне было трудно».
-
«Со мной просто невозможно работать».
Фатализм:
- «Такова моя судьба».
-
«Моё будущее предопределено».
-
«Ничего не изменится».
Эти слова и фразы могут быть сигналами того, что ребенок чувствует себя неспособным повлиять на обстоятельства своей жизни и утратил веру в собственные силы. Что же можно сделать, чтобы помочь ему, выйти из выученной беспомощности и научиться справляться с ней?
Закрепление положительного опыта
Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке, особенно тогда, когда сталкиваются с трудностями. Если ваш ребенок не может сам добиться успеха, создайте для него ситуации, в которых он сможет почувствовать себя успешным.
Пример: Если ваш сын увлекается футболом и демонстрирует хорошие навыки, организуйте дружеский матч с командой его возраста. Заранее договоритесь с тренером, чтобы игра проходила в дружелюбной атмосфере, без сильного давления на результат. Даже если команда не победит, сам процесс участия и возможность применить свои умения на практике придадут сыну уверенности и продемонстрируют его успехи в спорте.
Занятия с быстрым результатом
Часто дети теряют мотивацию, потому что не видят немедленных плодов своих усилий. Помогите вашему ребенку выбрать такие виды активностей, где результат виден сразу.
Пример: Пусть ребенок участвует в школьных проектах, например, создаст макет древнего города или проведет исследование о влиянии музыки на настроение. Такой проект позволит ему увидеть проявленный результат своей работы и получить похвалу от учителей и одноклассников.
Поддержка интересов ребенка
Современным детям свойственно терять интерес к занятиям довольно быстро. Задача родителя — поддерживать инициативу ребенка и следовать за его интересами. Бывает, что родители не понимают и не разделяют интересов ребенка, считая их неважными - например, занятия стендапом или блоггингом, гораздо охотнее мы поддержим ребенка в желании изучать программирование или математику. Помните, что самостоятельный выбор и следование интересам развивает самостоятельность и ответственность за принятые решения!
Пример: Если ваша дочь вдруг заинтересовалась ведением блога, предложите ей пройти курс по созданию контента или посетите вместе мастер-класс по фотографии. Можно также приобрести для нее качественный смартфон с хорошей камерой или свет для съемок. Регулярно спрашивайте ее мнение о созданных постах, помогайте выбирать темы для публикаций и хвалите за креативность и прогресс в развитии аккаунта.
Анализ действий и выводов
Рефлексия — важное умение, которое позволяет связывать действия с полученными результатами. Научите вашего ребенка анализировать свои поступки и понимать, почему они привели к конкретному исходу.
Здесь важным становится ассоциативный рад: «он сам – предпринял усилия или действия – результат».
Пример: После участия в конкурсе обсудите с ребенком, что именно помогло ему достичь определенного результата. Может быть, это была хорошая подготовка или уверенность в своих силах? Важно установить связь между действием и результатом.
Переживание состояния неуспеха
Неудача — естественная часть жизни, и важно научить ребенка правильно относиться к ней. Покажите, что это временное явление, и что каждый может ошибаться. Часто подростки склонны чрезмерно драматизировать свои неудачи. Важно помочь им прожить состояние неудачи и выйти, вернувшись к нормальной жизни.
Пример: Если ваш ребенок долго переживает из-за проигрыша в спортивной игре, напомните ему, что победа — не единственное, ради чего стоит играть. Поговорите о том, как важен процесс игры, командный дух и удовольствие от самой активности.
“Скользи на гребне перемен”
Важно учить детей тому, что мир постоянно меняется, и это открывает новые возможности. Дети обычно быстро и легко приспосабливаются к новым обстоятельствам, в отличие от некоторых взрослых. Вместо того чтобы бояться изменений, нужно использовать их в свою пользу. Принцип "ковать железо, пока горячо" учит действовать решительно и быстро адаптироваться к новым условиям, ведь каждая перемена — это шанс для роста и развития.