О детях

Дети и интернет-зависимость: как не потерять связь с реальностью

Дети, которые проводят за экранами более 7 часов в день, имеют более тонкую кору головного мозга — зону, отвечающую за критическое мышление и самоконтроль.

Сегодня сложно представить жизнь без гаджетов. Мы заказываем еду в приложении, смотрим фильмы онлайн и решаем рабочие задачи, не выходя из дома. Смартфон давно перестал быть средством связи или развлечением. Но если взрослые еще помнят мир без интернета, то для детей цифровая среда — единственная реальность, в которой они растут.

И вот здесь кроется главная проблема: родители не всегда понимают, чем живет ребенок в сети

Может ли мама назвать три любимые игры сына? А папа — хотя бы одного стримера, на которого подписана дочь? Если нет, значит, разрыв между поколениями больше, чем кажется. Нынешнее поколение родителей не всегда осознает насколько органично онлайн общение вписано в жизнь современного подростка и от родителей-миллениалов часто можно услышать фразы, из серии: "Весь день сидишь в своем телефоне, шел бы лучше на улицу или книгу почитал", нам сложно представить себе, настолько жизнь современного подростка завязана на интернете. 

И это порождает конфликты, в которых родители бессильны, они забирают телефоны, но через время начинают осознавать, что конфликт усугубился, а телефон нужно вернуть, потому что школьные чаты, домашние задания, объявления из кружков и секции давно переехали туда.

Что же делать обеспокоенному родителю, который искренне хочет помочь ребенку?

В первую очередь, необходимо понять, что интернет-зависимость формируется по тем же принципам, что и химическая зависимость. Когда ребенок получает лайки, побеждает в игре или открывает новый уровень, его мозг выбрасывает дофамин — гормон удовольствия. Чем чаще он испытывает это ощущение, тем больше хочется повторить.

Рекомендую понять причины, по которым ребенок "сбегает" в интернет

Очень частая причина подобного поведения- это ограниченное свободное время в реальной жизни.

Родитель, из лучших своих побуждений нагружает ребенка секциями, репетиторами, кружками, в дополнение к школе и бесконечной домашке. Таким образом, времени, на то чтобы сформировать свои собственные увлечения не остается, как и на прогулки с друзьями, во дворе.

Чаще всего "отдых" таких подростков сводится к позднему "залипанию" в смартфон, когда уроки сделаны. И тогда, выбирая между здоровым сном, правильным режимом и "небольшим удовольствием для себя", подросток выберет второй вариант.

Родитель, из лучших своих побуждений нагружает ребенка секциями, репетиторами, кружками, в дополнение к школе и бесконечной домашке. Таким образом, времени, на то чтобы сформировать свои собственные увлечения не остается, как и на прогулки с друзьями, во дворе.

Любопытный факт:

  • Девочки в большей степени привязаны к чатам, ТГ-каналам и соц.сетям, а мальчики предпочитают игры.

Второй частой причиной зависимости от гаджетов у ребенка может быть неспособность решить реальную жизненную проблему.

Конфликты в семье или со сверстниками- это "триггер", который заставит ребенка включить защитный механизм и скрыться от проблем в вымышленном мире.

Еще одна важная причина-это навыки коммуникации. 

Интернет предоставляет нам возможность находится в "мыльном пузыре", который мы сами для себя создаем, окружить себя единомышленниками, любого неугодного человека забанить, ощущая себя в полной безопасности. Более того, есть возможность продумать ответ, проверить себя, сформулировать свой ответ по разному, отредактировать его-в реальной жизни такой возможности нет.

Если ваш ребенок не дружит со сверстниками офлайн, но каждый день спешит в любимый "фандом" по сериалу, игре или аниме, потому что там его друзья-можно говорить о том, что подростку нужна помощь в формировании коммуникативных навыков.

В этом случае, забрать у него телефон и лишить доступа к общению с людьми, от которых он получает поддержку, не просто не продуктивно, но и опасно, как выбить стул из подсидящего на нем человека. Последствия могут быть непредсказуемыми.

В 2022 году британские ученые выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, в среднем касаются экрана смартфона 2617 раз в день

А исследование Американской академии педиатрии показало, что дети, которые проводят за экранами более 7 часов в день, имеют более тонкую кору головного мозга — зону, отвечающую за критическое мышление и самоконтроль.

Вот почему важно не просто запрещать, а учить ребенка осознанному использованию технологий.

Почему дети «уходят» в интернет?

  • Банальный ответ: «Им нужен быстрый дофамин!». Да, игры и соцсети приносят удовольствие, но они также компенсируют то, чего не хватает в реальной жизни:

  • Чувство значимости. В онлайн-игре ты можешь быть героем, лидером, чемпионом. В реальной жизни не всегда удается почувствовать себя успешным.

  • Безопасность и принятие. В интернете можно создать идеальный образ, где тебя не осудят, не обидят и всегда поддержат.

  • Способ справляться с тревогой. Некоторые дети «прячутся» в цифровом мире, потому что не умеют выражать эмоции и говорить о своих переживаниях.

  • Факт: исследование Йельского университета показало, что дети, страдающие тревожностью, в 2 раза чаще становятся зависимыми от интернета.

  • Зависимость от гаджетов - это проблема, проблема родителей, которые не смогли организовать правильно внутрисемейный досуг.

Пересмотрите свое расписание, выделите время для совместных прогулок, настольных игр, просмотров фильмов и так далее. Будьте готовы, к тому что сначала это может быть очень сложно и ребенок, который уже привык к определённому порядку жизни будет тяжело идти на компромисс, в виде совместного времяпровождения. Тут важно, не отступать, вводить постепенно интересные занятия, формируя из них новые, уже полезные привычки, а привычки, как известно не появляются за один два раза. Наберитесь терпения.

Если ребенок играет или сидит в соцсетях в ущерб учебе, сну и даже еде — это тревожный сигнал. Важно помнить:

  • Если у ребенка нет альтернативных занятий, он заполнит свое время гаджетами.

  • Если он не чувствует себя важным и нужным в семье, он найдет поддержку в виртуальном мире.

  • Необходимо сформировать правила, при соблюдении которых, ребенок "легально" может использовать гаджеты. Например,:

  • После пробуждения можно взять телефон, только после умывания, завтрака, зарядки (или каких-то других ваших рутинных дел);

  • Во время еды гаджет использовать нельзя;

  • Пока телефон на зарядке им нельзя пользоваться.

  • Помните и о том, что все эти правила будут действовать, только если они работают на вас тоже.

Абсолютно бесполезно учить ребенка тому, что вы не готовы подтвердить живым примером   

В 2019 году в Китае ввели закон: дети до 18 лет не могут играть в онлайн-игры больше 90 минут в день! Более того, с 22:00 до 8:00 игры для несовершеннолетних просто блокируются. Представьте, если бы такое правило ввели у нас — сколько бы было слез и возмущений?

Подытожив все выше сказанное, вот к каким выводы мы можем прийти, чтобы помочь ребенку побороть пагубную зависимость:

  • Разобраться в причинах зависимости. Перед тем как запрещать гаджеты, стоит ответить на вопрос: а почему ребенок проводит там столько времени?

  • Ввести режим дня. Даже подростку полезно иметь четкое расписание, где есть время для учебы, спорта, отдыха и общения.
  • Предложить альтернативу

Запретить смартфон — легко. Но чем заменить? Заставить читать «Войну и мир»? Бесполезно. Ребенку нужна живая вовлеченность: настольные игры, прогулки, спорт, хобби.

  • Личный пример: если родители сидят в телефоне за обедом, требовать другого от ребенка бесполезно. Как говорил Сократ: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя — они все равно будут похожи на вас».

  • Работа над отношениями в семье. Если ребенок не выбирает живое общение, а предпочитает интернет — значит, в семье ему недостаточно интересно. Как писал психолог Альфред Адлер: «Ребенку не нужно идеальное детство, ему нужно детство, в котором он чувствует себя любимым».

  • Интернет-зависимость — это не просто привычка, а сигнал о дефиците чего-то важного. Если ребенку комфортно в семье, его день насыщен, а отношения с родителями доверительные, он не выберет игру вместо общения. А если выбирает — значит, пора задуматься, что не так.

Запреты не работают, если нет альтернативы. Ведь лучшая «программа родительского контроля» — это близкие и теплые отношения в семье.

Автор: Елена Чужба, психолог, методолог онлайн-академии развития детей «Логопотам»

Почитать еще

В первой столице Сибири Тобольске c 3 по 15 февраля пройдет гастрономический фестиваль “Пельменный съест”
В первой столице Сибири Тобольске c 3 по 15 февраля пройдет гастрономический фестиваль “Пельменный съест”
Фестиваль “Пельменный съест” будет проводиться в Тобольске уже четвертый раз, и каждый год он становится ярким событием, способствующим сохранению и популяризации традиционной русской кухню и культурных традиций Сибири. В 2023 году Фестиваль занял третье место по итогам Международной премии Russian Event Awards.
3 февраля 2025
Еда
Самокат вдохновляет на открытие новых вкусов в совместном проекте с КидБургом
Самокат вдохновляет на открытие новых вкусов в совместном проекте с КидБургом
В «Лаборатории вкусов» онлайн-ритейлер продолжает знакомить детей с профессией технолога и показывать, как разрабатывают новые вкусы продуктов. Во втором сезоне юные посетители могут придумать и создать собственный йогурт.
22 апреля 2025
Бизнес и карьера
Где в Крыму уже более 100 лет делают уходовую косметику
Где в Крыму уже более 100 лет делают уходовую косметику
«Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод» – это предприятие-родоначальник эфиромасличной отрасли Советского Союза, которое возникло еще в 1922 году. Качество продукции советского совхоза были оценены и западными странами. В том числе и Францией, законодателем в мире косметики и парфюмерии, куда шло эфирное масло специальной экспортной марки «высокогорная». Сегодня здесь развивают бренд «Сокровища Крыма». Новая разработка — косметические новинки, ключевым компонентом которых является вытяжка из глицинии, не имеющая аналогов в России.
28 октября 2024
Красота