О детях

Проблема: отсутствует звук "Р" в речи ребенка

Каждый родитель ждёт с нетерпением момента, когда его малыш начнёт говорить. Однако в процессе речевого развития могут возникнуть трудности, среди которых особое место занимает отсутствие звука Р в речи. Эта проблема вызывает много вопросов у родителей - в каком возрасте пора начать беспокоится? Может ли звук появится сам? Если я картавлю, будет ли картавить ребенок?

Отсутствует звук р в речи ребенка

Звук Р - один из самых сложных в русском языке. Чтобы произнести заветное [Р] мышцы артикуляционного аппарата должны обладать определенной силой, а ребенок - уметь ими управлять.

отсутствует звук р в речи ребенка
[Р] относится к сонорным звукам. Сонорные звуки - это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. В норме эти звуки появляются к 5-6 годам.

Частые причины отсутствия звука Р

  • Нарушение строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, высокое нёбо.
  • Нарушение регуляции дыхания, например, выдох происходит через нос при горловом произношении.
  • Это может происходить из-за изменения мышечного тонуса.
  • Нарушение фонематического слуха, это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
  • Подражание неправильному произношению близких - ребёнок перенимает некорректное произношение.

Виды неправильного произношения звука Р

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами: 

  • Звук отсутствует;· 

  • Горловое произношение; 

  • Боковое (слышится [рл’]); 

  • Носовое (слышится [нг]); 

  • Одноударное; Р произносится мягко, как Р’; 

  • Другой тип нарушения - параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. 

  • [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии, что звук не произносится искаженно). Если же проблемы встречаются после 5 лет, это повод для обращения к логопеду.

Постановка звука Р по этапам

Подготовка

Перед непосредственной постановкой звука Р важно уделить внимание укреплению мышц артикуляционного аппарата. Эффективными будут игры и упражнения артикуляционной гимнастики. Важно научить ребенка тянуть язычок к носику, «цокать» как лошадка, делать язык широким. А также дыхательные упражнения.

Делимся эффективными упражнениями для звука:

Гармошка

Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Грибок

Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать
кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Парус

Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Маляр

Улыбаемся и открываем рот, ставим язычок за верхние зубки;
Начинаем красить кончиком язычка потолок - твёрдое нёбо. Красим потолок от пяти до десяти секунд, затем отдыхаем и выполняем ещё три–пять повторений.

отсутствует звук р в речи ребенка

Чек-лист правильной артикуляции звука Р:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для
  • произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Постановка звука Р

Постановка сонорных звуков - это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий - от простого к сложному. 

Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы. 

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Как только ребенок научится делать артикуляционные упражнения непринуждённо, приступайте к постановке.

Основные способы постановки: 

  • По подражанию - логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения; 

  • От опорных звуков; 

  • От артикуляционного уклада;

Автоматизация звука Р

Для того, чтобы ребёнок мог правильно произносить звук Р в словах и предложениях, необходима его автоматизация.

Этап автоматизации следует начинать только после того, как малыш освоит чёткое произношение звука. Систематические занятия и упражнения помогут ребёнку правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками. 

Отсутствие звука Р в речи - распространённая проблема, но с правильным подходом и упорством её можно решить быстро и эффективно. 

Материал подготовлен экспертами школы Логопотам

Почитать еще

Покупатели элитного сегмента предпочитают клубные дома
Покупатели элитного сегмента предпочитают клубные дома
По данным аналитиков Whitewill, покупатели элитной недвижимости в Москве все чаще выбирают уединение клубных домов, несмотря на их более высокую стоимость.
6 июня 2025
Недвижимость
Арт-объект «Шар» появился на Дизайн-заводе
Арт-объект «Шар» появился на Дизайн-заводе
Девелоперская компания Upside Development разместила на территории Дизайн-завода арт-объект – огромный воздушный шар ярко-салатового цвета в окружении «подушек-облаков» и мерцающих светильников-звезд. Он символизирует стремление вверх, к покорению новых вершин, навстречу новому и неизведанному. Все гости кластера до конца лета смогут посетить импровизированную лаунж-зону с воздушным шаром – «повитать в облаках» и сделать необычные фотографии.
1 июля 2025
Жизнь и стиль
Более 70% студентов считают офлайн-ретейл перспективным
Более 70% студентов считают офлайн-ретейл перспективным
Таковы результаты социологического исследования, проведенного Университетом «Синергия» совместно с «Марко Молл» среди 5100 учащихся из разных вузов страны. Голоса распределились следующим образом: 44% считают такую работу перспективной, 27% — очень перспективной. Оставшиеся 29% не хотели бы работать продавцами или консультантами.
2 июля 2025
Жизнь и стиль