Как помочь ребёнку справиться со стрессом
Полностью исключить стресс из жизни детей не получится. Но мы можем уберечь их от последствий.
Валентина Паевская, детский нейропсихолог, автор арт-практикума «Территория эмоций» и проекта «Узнай, как лучше для ребёнка» рассказывает о признаках стресса у детей и способах, которые помогут восстановить равновесие.
Что может вызвать стресс
Причины могут быть как очевидными, так и незаметными с первого взгляда. Для одного ребёнка это будет обычная ситуация, а для другого — напряжённая. Но так или иначе, родителям важно быть рядом, чтобы понять, как ребёнок, особенно впервые столкнувшись с этим, отреагировал на новое, неожиданное, неопределённое в своей жизни.
Для дошкольника это может быть новый воспитатель или первый визит к врачу, первые дни в детском саду или ситуация на детской площадке, когда другой ребёнок отобрал игрушку. Для школьника — контрольная, смена учителя, давление одноклассников, семейные ссоры или переезд. Даже поездка всей семьёй на отдых может стать источником стресса из-за перегрузки впечатлениями и нарушенного ритма.
Даже если ребёнок с виду спокоен, это не значит, что внутри он не переживает.
Как понять, что у ребёнка стресс
И для дошкольников, и для школьников обычно нервное напряжение возникает в начале учебного года, спустя несколько недель, когда начинаются активные занятия, кружки, школа, сад. Меняется режим, нагрузка, социальная активность.Сигналы стресса бывают самыми разными. На что стоит обратить внимание:
Проблемы со сном
Ребёнок стал хуже засыпать, долго ворочается, вздрагивает или разговаривает во сне. Может спать слишком чутко, на протяжении ночи несколько раз просыпаться. Или, наоборот, спит очень глубоко, долго, с утра очень сложно разбудить.Внешние изменения
Обратите внимание на то, не изменился ли оттенок кожи ребёнка. Лицо стало бледным или, наоборот, есть покраснения, пятна в области щёк. Возможны изменения в общем состоянии: вялость, заторможенность, сильное потоотделение, состояние усталости.Навязчивые движения
Во время стрессовых ситуаций многие дети непроизвольно начинают совершать движения, которые позволяют им проживать сильные негативные эмоции. Например, подёргивать плечами, часто моргать, постукивать ногой, раскачиваться взад-вперёд, грызть ногти, накручивать кончик волос, шмыгать носом или покашливать, хотя простуды нет. Даже перед засыпанием маленький ребёнок может трогать волосы мамы, чтобы успокоить себя и снять нервное напряжение.Навязчивые действия обычно происходят против воли и повторяются с определённой цикличностью. Ребёнок может слушать учителя, но трясти ногой под партой, решать контрольную и параллельно грызть ноготь на другой руке. В этой истории хорошо помогают игрушки-антистресс, которые можно сжимать, разжимать, растягивать, тем самым успокаивая себя.
Изменение поведения
Это может быть повышенная капризность, требовательность, нетерпимость к чему-то. Меняется аппетит: ребёнок ничего не ест или ест слишком много, кусочничает. Может быть подавленным, заторможенным, или, наоборот, перевозбуждённым.Стресс может накапливаться незаметно и проявиться через капризы, нарушение сна или боли в животе. Задача родителей — не игнорировать сигналы, а научиться их видеть, помогать ребёнку справиться со стрессом и напряжением.
Чего необходимо избежать после стрессовой ситуации
Не стоит думать, что «пройдёт само». Если не помочь ребёнку прожить эмоцию, она уходит в тело или закрепляется как реакция, что впоследствии может вылиться в психосоматику, тревожность, трудности в общении.
 
 
	 Важно, чтобы ребёнок пережил эмоцию, понял, что послужило «спусковым крючком», что он чувствовал в моменте, почему это вызвало сильные переживания после. И чтобы это произошло, ребёнок должен быть включённым в реальность, а не в виртуальный мир.
 
	 В день стресса не покупайте ребёнку ничего сильно отвлекающего и эмоционально яркого, даже если это очень желанная игрушка или вещь. Не надо из одной крайности бросаться в другую.
 
	 Одна из самых вредных фраз в момент стресса — «Перестань плакать». Плач — естественный способ организма освободиться от гормонов стресса и перезагрузить мозг, сбросить накопившиеся в моменте напряжение. Вы можете помочь ребёнку «проплакать» его эмоцию — обнять, прижать, покачать из стороны в сторону, замедляя ритм. В момент слёз ребёнка мы просто молчим, ритмично поглаживая сверху вниз.
	 Так же как и взрослым детям очень важно знать, что есть тот, с кем можно разделить свои эмоции. Даже если в моменте Вам кажется, что это каприз и на ровном месте ребёнок создаёт «очередную трагедию», постарайтесь выслушать, поддержать, ободрить, показать, что Вы рядом и готовы помочь!
Как помочь ребёнку сбалансировать эмоции
Если Вы чувствуете, что нервная система ребёнка напряжена, эмоции переливаются через край, есть сильное перевозбуждение, то начните с базовых вещей — режим и сон. Это первый шаг, который необходимо сделать: наладить время подъёма и отхода ко сну, даже в выходные это должно быть одно и то же время, заложить часы на спокойное пробуждение и сборы в сад/школу.В расписании ребёнка обязательно должно быть время на полноценные приёмы пищи, которые не осуществляются на бегу. А также ритуальный час, когда ребёнок готовится ко сну, читает книгу, возможно, Вы вместе подводите какие-то итоги прошедшего дня или обсуждаете важные моменты следующего.
В случае стресса больше гуляйте на свежем воздухе. Это может быть как неспешная прогулка после школы/сада до дома или до кружка и спортивной секции, если есть возможность ходить пешком. Можно сделать это Вашим совместным ритуалом перед сном, в течение 10-15 минут пройтись вместе вокруг дома, спокойным шагом погулять по району. Время на свежем воздухе помогает снизить уровень кортизола.
У детей и взрослых стресс хорошо снимается через руки. Во второй половине дня ежедневно для любого возраста Вы можете использовать воздушный, твёрдый и мягкий пластилины, тесто, пасту и глину для лепки. Можно создавать абстрактные фигуры, просто мять в руках, раскатывать шарики, можно подключать фантазию и создавать что-то конкретное.
 
 Для детей дошкольного возраста можно использовать пальчиковые краски в ванной. Почему именно там? Вы не создаёте границ для действий и творчества, ребёнок может перепачкаться сам в этой краске и перепачкать всё вокруг, тем самым выплёскивая неосознанные эмоции. А главное, Вас это не будет раздражать, потому что потом можно легко отмыть и ребёнка, и ванную комнату. За столом мы чаще следим за тем, чтобы ребёнок ничего не изляпал и не вышел за контуры.
 
 Подключайте ребёнка к готовке, будь ему 1 год или 15 лет. Руки — это волшебная сила «мягкого успокоения», а приготовление еды с родителем — позитивная эмоция. Здесь также можно использовать тесто и готовить пироги, пасту, лепить пельмени или хинкали.
 
 Экологичный способ снять напряжение — перекричать свою эмоцию. Выбрать лучше шумное место, где можно не соблюдать приличий и кричать в полный голос. Обычно это территория рядом с железной дорогой или аэропортом. Шум транспорта позволяет разрешить социально правильному мозгу переступить черту и отпустить сверхконтроль. Кричите в голос не стесняясь. Это сбрасывает напряжение куда эффективнее, чем уговоры «успокойся».
И взрослым, и детям в домашних условиях помогают танцы. Включайте свои любимые песни и просто от души танцуйте. Благодаря раскрепощённым движениям тело сбрасывает накопившееся напряжение.
 Хорошо помогают терапевтические сказки и сказки про эмоции. Читайте их вместе перед сном, обсуждайте ситуации и поступки героев, у которых тоже что-то не получалось или им было страшно, больно, неприятно. Это безопасный способ «поговорить о себе, не говоря о себе». 
 
И обязательно больше телесного контакта: обнимайте, держите за руку, поглаживайте по спине. Это даёт ощущение безопасности в любом возрасте.
На протяжении всей жизни мы не раз сталкиваемся с самыми разными эмоциями. Радуемся, грустим, злимся, тревожимся. Можем чего-то испугаться, испытывать сильный интерес и любовь. Каждая из эмоций необходима в жизни, и с каждой важно научиться «дружить». Если мы не учим детей выражать эмоции безопасно, они начинают выражать их агрессивно. Это не психология. Так устроена регуляция мозга.
 
И если рядом будет взрослый, который не пугается эмоций, а поддерживает, то ребёнок становится сильнее. Именно так формируется внутренняя устойчивость, а вместе с ней и ресурс учиться, дружить, пробовать новое и быть в контакте с собой.
Читайте также: Счастье не надо заслуживать


 
							 
							